10 декабря 2003
4685

Наркотизм в Европе: цифры, факты, тенденции

Впоследнее время, в особенности после саммита глав государств, посвященного 300-летию Петербурга, благие пожелания наших и западных политиков об интеграции России в Европейское сообщество, пожалуй, впервые получили серьезный шанс на реализацию. Ну, а коль мы стремимся быть европейцами, нужно знать, как наши соседи и потенциальные партнеры решают наиболее острые общественные проблемы, включая такую важную для России, как наркомания и незаконный оборот наркотиков.
В моем распоряжении оказался отчет за 2002 год Европейского центра мониторинга за наркотиками. Данные самые свежие - и они прямо-таки заставляют проводить определенные параллели между "их нравами" и тем, что происходит в нашей стране: ситуация у нас во многом сходная, меры же, направленные на ее смягчение, - часто прямо противоположные.
В целом положение дел в странах Европейского союза не такое уж удручающее: несмотря на некоторый рост по отдельным видам наркотиков в ряде стран, ситуация сейчас далека от эпидемии - число людей, начинающих употреблять наркотики, примерно равно количеству людей, по тем или иным причинам с ними расстающихся. Это отличает нынешнюю картину от той, что была в 80-х - начале 90-х годов, когда во многих странах ЕС наблюдался эпидемический рост в употреблении наркотиков. Сходные признаки стабилизации наблюдаются и у нас - вопреки апокалиптическим прогнозам многих СМИ и ряда общественных деятелей и ученых, предсказывавших стремительный рост наркомании и "вымирании нации", наши цифры достигли среднеевропейских, после чего и замерли на этом уровне.
В Европе наблюдается некоторая конвергенция подходов к наркотикам: есть некоторые ужесточения политики в либеральных странах - Голландии, Испании, и, наоборот, ее смягчение в странах, опирающихся на репрессивные методы в антинаркотической политике, - Швеции, Франции. Во всех национальных политических и законодательных инициативах стран Европы ставится цель реализовать сходные социальные меры и меры по охране общественного здоровья.
Во-первых, предлагается подходить ко всем наркотическим препаратам вне зависимости от их легального статуса - то есть теперь борьбу с наркотиками не будут считать принципиально отличной от борьбы с алкоголем и никотином, так как последние представляют опасность для общественного здоровья подчас не меньшую, чем запрещенные вещества. Чтобы уменьшить количество потребляемого алкоголя и никотина, предполагается ограничить рекламу этой продукции, а также увеличить ее налогообложение.
Во-вторых, планируется не на словах, а на деле уменьшить ответственность простых потребителей наркотиков, - до сих пор во всех странах ЕС, кроме Норвегии, Нидерландов, Италии и Испании, основными преступлениями, связанными с наркотиками, о которых сообщает полиция, остаются употребление наркотиков и их хранение. Кроме того, продолжается либерализация подхода к легким наркотикам; так, совсем недавно Британский парламент принял поправку к закону о наркотиках, заменяющую уголовную ответственность за потребление марихуаны и хранение ее в небольших количествах конфискацией этого наркотика и устным предупреждением.
В-третьих, пришло понимание того, что невозможно просто бороться с самим употреблением наркотиков, оставляя без внимания гибельные последствия наркотизации, такие, как ВИЧ, вирусные гепатиты и преступления ради добычи наркотиков. Именно поэтому во многих странах идет расширение законодательной базы для программ метадоновой поддержки, признанных эффективными в снижении этих вредоносных последствий.
Среди стран-участниц ЕС растет согласие по поводу того, что эффективный подход к проблеме наркотиков включает в себя снижение сопутствующих заболеваний наркозависимых и смертности, связанной с употреблением наркотиков, снятие с них клейма и социального исключения, наконец, распространение правдивой, а не основанной на ужасе и страхе информации о различных наркотиках и их потенциальной опасности среди случайных (нерегулярных) потребителей. У нас же в профилактике по-прежнему используются главным образом методики запугивания и мифологизации наркотиков, вне зависимости от степени реальной опасности каждого из них.
Например, недавно в Петербурге проходила конференция "Антинарко-2003".
Организаторы устроили фотовыставку, целью которой, по их словам, являлась профилактика наркомании. Опять шприцы, наполненные подозрительного вида коричневатой жидкостью, опять бесчисленные подвалы и морги, забитые наркоманами, опять в сотый раз рассказанные истории о том, как человек попробовал травку и через месяц стал законченным преступником и героиновым наркоманом. Чему учит такая выставка? Тому, что если ты хоть раз попробовал наркотик (а таких у нас, к сожалению, среди молодежи сейчас очень много) - дороги назад уже нет? А кто-то может понять ее и так: "это - вообще полная туфта: раз они про траву гонят, то и героиновые страшилки - тоже лажа"? И знали ли организаторы выставки, что изображения гигантских шприцов с героином для тех, у кого были или есть проблемы с наркотиками, - прежде всего гигантская провокация?
Так вот, из отчета явствует, что такие методы в Европе сейчас не считаются эффективными. Там предпочитают заниматься не запугиванием, а передачей правдивой и объективной информации с параллельным внедрением альтернативных наркотикам ценностей и образа жизни. А на тех, кто все-таки пробует наркотики или даже употребляет их систематически, крест ставить не спешат, пытаясь снизить отрицательные последствия наркотизации и постепенно подвигнуть таких людей к отказу от наркотиков.
Посмотрим теперь, как эти принципы обретают реальное содержание в цифрах, фактах, тенденциях.
СНИЖЕНИЕ СПРОСА НА НАРКОТИКИ
Ключевая составляющая антинаркотической политики в Европе - снижение спроса на наркотики. Считается, что в условиях демократического общества полностью прекратить или даже радикально уменьшить количество поставляемых наркотиков при их сверхприбыльности невозможно. Однако в разных странах существуют различные мнения на то, как снизить этот спрос.
Профилактика в школе является приоритетом в 10 странах ЕС, превенция и раннее вмешательство в молодежных группах риска - в 9, а упор на правоохранительные органы делается в 7 странах. В 8 странах считают приоритетным развитие органов здравоохранения, занимающихся лечением наркомании.
Пришло понимание того, что простое распространение информации о наркотиках (пусть даже полностью правдивой и объективной) - неэффективно. Поэтому профилактика в школе включает в себя прививку ценностей здорового образ жизни, развитие социальных и личностных навыков, а также гармоничное развитие личности. К сожалению, в нашей стране такие меры по большей части носят декларативный характер, а множество программ по профилактике, разработанных на самом высоком уровне, так и остаются на бумаге.

Петербургский Час пик
10.12.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован