08 августа 2003
4280

Ограниченный контингент героинщиков

Американская армия на грани распада. Процветают наркоторговля, воровство и расовая ненависть. Обдолбанные танкисты крушат немецкие города. Батальонному писарю снится зачаровывающий сон - он падает, падает Родина тем временем отрекается от "Солдат Буффало".
Принято считать, что к концу холодной войны прогнила только советская военная да и вся остальная система. Потому, дескать, и проиграли. Роман-бестселлер Роберта ОКоннора "Солдаты Буффало" (Buffalo Soldiers), а также и одноименный фильм Грегора Джордана вносят некоторые коррективы. В 1989 году, накануне падения Берлинской стены, американская армия, в частности, войска, базировавшиеся в ФРГ, тоже опустились ниже некуда.
Все это могло происходить по обе стороны "перегородки", хоть под Штутгартом, хоть под Карлс-Хорстом. Скромный батальонный писарь Рэй Элвуд (Хоакин Феникс) обставил свою комнату в казарме по-спартански: кожаный диван, кресла, приличный телевизор. В гараже у него скромный спортивный "Мерседес". Часы он привык сверять по "Ролексу". На скудное жалованье, понятно, так не разживешься. Поэтому юноша посвящает большую часть своего свободного и служебного времени торговле контрабандой и производству героина. Рынок сбыта контролируют темнокожие парни из военной полиции, начальство озабочено приобретением антиквариата и составлением офицерской генеалогии. Все шло замечательно, пока в подразделении не появился сержант Ли, упертый служака, ветеран Вьетнама (Скотт Гленн), а Рэю Элвуду не подвернулись пара бесхозных грузовиков, набитых оружием на несколько миллионов долларов.
Даже не надейтесь, что отдельные недостатки в войсках будут ликвидированы, дисциплина восстановлена, а звездно-полосатый флаг поднимет национальное самосознание на новую высоту.
Положительный сержант превратится в злобного маньяка, его дочка снюхается с жуликоватым писарем, который в результате отделается лишь парой переломов и объяснительной запиской, а начальство смиренно закроет глаза на все безобразия да еще оплатит разрушение наркопроизводства за счет честных налогоплательщиков.
Теоретически "Солдат Буффало" следовало бы приписать к ведомству жесткой социально-политической сатиры. Если бы не режиссерская интонация. Джордан живописует полураспад без особого сарказма, скорее цинично-расслаблено, в духе Гая Ричи. Вот только тема для такой интонации оказалась не очень подходящая. Это все-таки вам не лондонские маргиналы, а доблестная американская армия, можно сказать, ее передовой край. Потому-то и вышел фильм не сразу после премьеры, которая состоялась на кинофестивале в Торонто, кажется, 8 или 9 сентября 2001 года, накануне сами знаете чего, а только сейчас. К тому же в США прокат "Солдат" ограничен лишь несколькими кинотеатрами.
История сыграла с режиссером Джорданом злую шутку. Выбрав для сюжета фильма переломный исторический момент, он и не подозревал, что премьера назначена на канун другого перелома.
Критика писала, что если бы не эта загвоздка, быть бы Джордану вторым Олтманом, который, как известно, в 1972 году ошарашил Америку глумливой пародией на вьетнамскую войну в фильме "M.A.S.H.". На самом же деле, следуя этой логике, Джордан опоздал не на два года, а лет на десять. Вот в начале 90-х такой фильм был бы настоящей сенсацией. Если бы не старина бен Ладен, в 2001 году исторический фон остался бы более или менее мирным и "Солдаты" воспринимались бы как вполне забавная, но не выдающаяся мелкая придирка - собака лает, караван идет. А так "шутка" оказалась как раз в пользу Джордана. Цензурные ограничения обострили сюжет, а после появления американских гарнизонов в Афганистане и Ираке все желающие приглашаются проводить двусмысленные параллели.

Газета.Ру
08.08.2003
Александр Стрелков
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован