13 августа 2003
5541

Проверка Моспрокуратуры. Справка.

О результатах комплексной проверки организации прокурорского надзора и следствия в прокуратуре города Москвы.
В соответствии с п. 3 плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на 2-е полугодие 2003 г. в период с 03 по 23 июля 2003 года, комиссией, сформированной распоряжением Генерального прокурора РФ от 01.07.03 N 23/20р проведена комплексная проверка организации работы прокуратуры г. Москвы по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, исполнению приказов Генерального прокурора Российской Федерации по основным направлениям деятельности.

В ходе проверки члены комиссии ознакомились с организацией работы прокуратуры г. Москвы, а также подчиненных прокуратур.

В состав органов прокуратуры г. Москвы входят:. 10 прокуратур административных округов, 32 межрайонные прокуратуры, 4 транспортные прокуратуры, прокуратура Московского метрополитена, природоохранная межрайонная прокуратура, Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, 3 прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (всего 52 прокуратуры).

Проверка показала, что органы прокуратуры г. Москвы предпринимают необходимые меры, направленные на укрепление законности и правопорядка, усиление борьбы с преступностью и повышение роли прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве, защиту конституционных прав и законных интересов граждан. Однако существенных сдвигов в борьбе с преступностью, повышении прокурорского надзора до настоящего времени добиться не удалось.

Криминальная ситуация в городе Москве характеризуется следующим образом. В целом в г. Москве зарегистрировано в 2002 г. 163418 преступлений против 125950 в 2001 г., рост составил 29,7% . Рост преступности отмечается на территории всех административных округов города, но более всего на территории Юго-восточного административного округа -40,4%.

Значительно ухудшилась раскрываемость преступлений, если в 2001 г. она составляла 56,6 %, то за 2002г. снизилась до 42,4%. Особенно неудовлетворительна раскрываемость тяжких преступлений - 40,2% (57,8% - 2001 г). Крайне неудовлетворительна раскрываемость краж, грабежей, разбойных нападений.

Аналогичная криминальная ситуация сложилась и в первом полугодии 2003 года.

Количество зарегистрированных преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. возросло на 15% (с89040 до 102430) при одновременном снижении (с 49,1% до 43,3%) уровня их раскрываемости. Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в г. Москве достиг 1167 (1015 - 6 месяцев 2002), что значительно выше, чем по России (973,8). Отмечается рост количества корыстных преступлений: краж на 21,1% (с 30557 до 36997), грабежей на 51% (с 6267 до 9463); разбойных нападений на 41,3% (с 1730 до 2445), мошенничества на 16,9%.

Наряду с общим ростом преступности снизилось на 20% (с 39986 до 32007) количество зарегистрированных преступлений, относящихся к категории тяжких, и на 6,4% (с 7401 до 6926) особо тяжких. На 41,6% (с 1896 до 1108) сократилось количество фальшивомонетничества. Преступлении, связанных с наркотиками, зарегистрировано на 0,1% (с 9261 до 9267) больше чем за 1 полугодие 2002г., при одновременном снижении количества зарегистрированных преступлений о сбыте наркотиков с 4704 до 4144 (на 11,9%).

Незначительно (с 643 до 640 или на 0,5%) сократилось количество убийств и (с 297 до 290 или на 2,4%) умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. Снизился и уровень их раскрываемости (соответственно с 67,1% до 65,6% и с 52% до 46,9%). В первом полугодии 2003 г. в г. Москве зарегистрировано 4 факта терроризма (в 2002 г. таких фактов не имелось). На 80% возросло количество преступлений, предусмотренных ст.207 УК РФ.

Однако, как показала проверка, указанные за 1 полугодие 2003 г. статистические данные далеко не отражают истинного положения дел с преступностью. Остается высоким уровень латентной преступности, значительное число преступлений по-прежнему укрывается от учета и регистрации, допускаются различные манипуляции со статистикой, квалификацией преступлений.

В результате проверки были выявлены следующие недостатки по отдельным направлениям прокурорско-следственной деятельности и прокурорского надзора.

1. Состояние прокурорского надзора за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, а также оперативно-розыскной деятельностью. Организация работы следственного аппарата прокуратуры города.

Анализ статистический данных о состоянии преступности в г. Москве за 2002 г. - 1 полугодие 2003 г. позволяет сделать вывод о том, что криминальная обстановка в городе по-прежнему остается крайне напряженной.

Принимая во внимание объективные факторы, безусловно влияющие на криминальную обстановку в целом, следует отметить, что органы прокуратуры г. Москвы зачастую бездействуют, по сути устранившись от координации и участия в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений.

Как показала проверка, состояние прокурорского надзора за соблюдением законности на стадии досудебного производства не отвечает предъявляемым требованиям. Нарушения закона, повсеместно допускаемые как при регистрации и учете заявлений и сообщений о преступлениях и возбуждении уголовного дела, так и в ходе предварительного следствия, приобрели поистине массовый характер и стали "традиционными". Подобное положение дел объясняется, прежде всего, серьезными просчетами организационного порядка. Отсутствие должной инициативы и наступательности в процессе восстановления законности, как со стороны рядовых сотрудников прокуратуры, так и со стороны руководителей разного уровня. Формальный подход к искоренению недостатков по-прежнему позволяют органам внутренних дел манипулировать статистическими данными, укрывать преступления от регистрации и учета. Меры реагирования, принимаемые органами прокуратуры к лицам, виновным в тех или иных нарушениях закона, в силу несвоевременности и неэффективности, не приводят к восстановлению законности.

На протяжении ряда лет ситуация с регистрацией и учетом заявлений и сообщений о преступлениях продолжает оставаться неблагополучной. Сложилась определенная система массового сокрытия преступления от учета. В органах внутренних дел укоренилась порочная практика избирательной регистрации сообщений о преступлениях.

В ходе выборочной сверки сообщений об обращении граждан, подвергнувшихся физическому насилию, направляемых медицинскими учреждениями в органы внутренних дел, поднадзорных Люблинской, Солцевской и Никулинской межрайонным прокуратурам, установлены факты не регистрации подобных сообщений.

Нередко поступившие в ОВД сообщения граждан о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 285, 286 УК РФ, совершенных сотрудниками милиции, не направляются по принадлежности в прокуратуру, а списываются "в наряд" по окончании служебной проверки.

С сожалением приходится констатировать отсутствие кардинальных позитивных сдвигов в борьбе правоохранительных органов г. Москвы с незаконным оборотом наркотиков. По-прежнему распространены случаи укрытия от учета фактов сбыта наркотических средств.

Более того, в ходе проведенной проверки выявлены случаи прямого сокрытия от своевременного учета и регистрации 27 уголовных дел в отношении лиц, сбывших наркотические средства, допущенные сотрудниками аппарата прокуратуры г. Москвы, осуществляющими непосредственный надзор за законностью деятельности ГСУ при ГУВД г. Москвы. Во всех указанных случаях материалы, выделенные из оконченных расследованием уголовных дел, в течение 2-6 месяцев находились в прокуратуре г. Москвы без принятия надлежащего процессуального решения и постановки на централизованный учет. Уголовные дела возбуждены лишь в ходе проверки.
Отсутствует должный прокурорский надзор за расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними, в том числе, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Были проверены 18 уголовных дел, 320 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела.

Проверкой уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дел выявлены многочисленные уголовно-процессуальные нарушения, допущенные работниками милиции и оставшиеся (несмотря на проводимые проверки) без внимания со стороны прокуроров всех трех уровней (межрайонного, окружного, городского).
Проверкой уголовных дел установлено, что следствие по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков в органах внутренних дел ведется на чрезвычайно низком `Профессиональном уровне, сводится в основном к собиранию доказательств. Материалы дел свидетельствуют об отсутствии согласованности и взаимодействия заинтересованных ведомств, о слабой постановке ведомственного контроля, о недостаточно целенаправленной профилактической работе. Сбытчики наркотических средств часто уходят от ответственности по причине преступно-халатного отношения исполнителей и их руководителей к работе по их выявлению.

Состояние следствия и прокурорского надзора по делам данной категории, выделенным в отдельное производство в отношении сбытчиков, является неудовлетворительным.

Комромат.Ру
13.08.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован